Prodvig - SPB
Тест позволяет определить профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности. Опросник разработан петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Тест можно применять как для оценки профессиональных интересов и способностей личности.
При создании анкеты учитывалась классификация Е. А. Климова о пяти типах людей:
Человек – Техника,
Человек – Природа,
Человек — Знаковая система,
Человек — Художественный образ,
Человек - Человек.
Тест будет полезен как тем, кто находится в поиске работы, так и тем кто затрудняется выбрать конкретную профессию. Опросник может использоваться специалистами по подбору персонала для анкетирования клиента с учетом возможностей дальнейшего трудоустройства, а также в отделе кадров, при приеме на работу, на учебу и т.д.
Инструкция
В первой части ("Я хочу") вы можете оценить по 4-х бальной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности. Во второй части ("Я могу") вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения ваших представлений о своих профессиональных способностях.
Напротив каждого высказывания поставьте цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 – вовсе нет
1 – пожалуй так
2 – верно
3 – совершенно верно
Совет: делайте упражнение на листе бумаги.
Цифры каждого блока пишите в ряд. А глобальные блоки "Я хочу" и "Я могу" поставьте рядом для наглядности - это пригодится после.
Пример:
1
Я хочу Обслуживать людей 0 1 2 3
Я хочу Заниматься лечением 0 1 2 3
Я хочу Обучать, воспитывать 0 1 2 3
Я хочу Защищать права и безопасность 0 1 2 3
Я хочу Управлять людьми 0 1 2 3
2
Я хочу Управлять машинами 0 1 2 3
Я хочу Ремонтировать оборудование 0 1 2 3
Я хочу Собирать и налаживать технику 0 1 2 3
Я хочу Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи 0 1 2 3
Я хочу Заниматься строительством 0 1 2 3
3
Я хочу Редактировать тексты и таблицы 0 1 2 3
Я хочу Производить расчеты и вычисления 0 1 2 3
Я хочу Обрабатывать информацию 0 1 2 3
Я хочу Работать с чертежами, картами и схемами 0 1 2 3
Я хочу Принимать и передавать сигналы и сообщения 0 1 2 3
4
Я хочу Заниматься художественным оформлением 0 1 2 3
Я хочу Рисовать, фотографировать 0 1 2 3
Я хочу Создавать произведения искусства 0 1 2 3
Я хочу Выступать на сцене 0 1 2 3
Я хочу Шить, вышивать, вязать 0 1 2 3
5
Я хочу Ухаживать за животными 0 1 2 3
Я хочу Заготавливать продукты 0 1 2 3
Я хочу Работать на открытом воздухе 0 1 2 3
Я хочу Выращивать овощи и фрукты 0 1 2 3
Я хочу Иметь дело с природой 0 1 2 3
А
Я хочу Работать руками 0 1 2 3
Я хочу Выполнять решения 0 1 2 3
Я хочу Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать 0 1 2 3
Я хочу Получать конкретный практический результат 0 1 2 3
Я хочу Воплощать идеи в жизнь 0 1 2 3
Б
Я хочу Работать головой 0 1 2 3
Я хочу Принимать решения 0 1 2 3
Я хочу Создавать новые образцы 0 1 2 3
Я хочу Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать 0 1 2 3
Я хочу Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать 0 1 2 3
1
Я могу Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3
Я могу Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3
Я могу Выслушивать людей 0 1 2 3
Я могу Разбираться в людях 0 1 2 3
Я могу Хорошо говорить и выступать публично 0 1 2 3
2
Я могу Искать и устранять неисправности 0 1 2 3
Я могу Использовать приборы, машины, механизмы 0 1 2 3
Я могу Разбираться в технических устройствах 0 1 2 3
Я могу Ловко обращаться с инструментами 0 1 2 3
Я могу Хорошо ориентироваться в пространстве 0 1 2 3
3
Я могу Быть сосредоточенным и усидчивым 0 1 2 3
Я могу Хорошо считать в уме 0 1 2 3
Я могу Преобразовывать информацию 0 1 2 3
Я могу Оперировать знаками и символами 0 1 2 3
Я могу Искать и исправлять ошибки 0 1 2 3
4
Я могу Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи 0 1 2 3
Я могу Разбираться в литературе и искусстве 0 1 2 3
Я могу Петь, играть на музыкальных инструментах 0 1 2 3
Я могу Сочинять стихи, писать рассказы 0 1 2 3
Я могу Рисовать 0 1 2 3
5
Я могу Разбираться в животных или растениях 0 1 2 3
Я могу Разводить растения или животных 0 1 2 3
Я могу Бороться с болезнями, вредителями 0 1 2 3
Я могу Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3
Я могу Работать на земле 0 1 2 3
А
Я могу Быстро выполнять указания 0 1 2 3
Я могу Точно следовать инструкциям 0 1 2 3
Я могу Работать по заданному алгоритму 0 1 2 3
Я могу Выполнять однообразную работу 0 1 2 3
Я могу Соблюдать правила и нормативы 0 1 2 3
Б
Я могу Создавать новые инструкции и давать указания 0 1 2 3
Я могу Принимать нестандартные решения 0 1 2 3
Я могу Легко придумывать новые способы поведения 0 1 2 3
Я могу Брать на себя ответственность 0 1 2 3
Я могу Самостоятельно организовывать свою работу 0 1 2 3
Подсчитайте суммарное количество баллов в каждой циферной группе (значения могут быть от 0 до 15). Поставьте итоговую цифру рядом. Суждения из теста характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда":
1) человек - человек
2) человек - техника
3) человек - знаковая система
4) человек - художественный образ
5) человек - природа
Короче: где цифра больше, то ты больше МОЖЕШЬ и ХОЧЕШЬ
Но не стоит скатываться в однозначность - очень часто компетенции двух систем переплетаются, например, в одной должности (например, мастер-приемщик на СТО должен не только знать техническое устройство автомобиля и регламент работ, но и общаться с людьми. Данная профессия нежизнеспособна ни без первого, ни без второго. А значит, эту должность должен занимать человек с превалирующей системой "Человек-техника" и системой "человек-человек" на втором месте. Также на этой позиции потребуется исполнительский характер труда (об этом ниже).
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда":
А - исполнительские;
Б - творческие.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.